Формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах и составе профессиональной деятельности при подготовки рабочих

З.А. Решетова, развивая деятельностные подходы В.В. Давыдова и П.Я. Гальперина, считает, что профессиональное образование должно задавать у обучаемого обобщенную ориентировку: в предполагаемом результате и цели деятельности (с выделением существенных параметров, на которые надо ориентироваться); в предмете профессиональной деятельности (с выделением полной системы существенных признаков); в средствах деятельности (адекватных цели и предмету); в составе (плане) деятельности, т.е. в определенной последовательности рабочих операций (Решетова, 1985).

Для формирования такой обобщенной ориентировки З.А. Решетова предлагает использовать специальные учебно-ориентирующие технологические карты. Это не просто “инструкции”, а именно ориентирующие карты. Все предлагается в соответствии с идеями о формирующем эксперименте П.Я. Гальперина и его теорией формирования умственных действий с заранее заданными свойствами. Заметим, что обозначенный подход успешно апробирован в разных системах подготовки рабочих кадров.

В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли в ходе подготовки полноценного специалиста формировать у него лишь обобщенную ориентировку в целях и заданиях, которые обозначаются на чисто производственном языке? Позволит ли это будущему работнику отыскивать для себя интересные, личностно значимые смыслы в своей трудовой деятельности? Еще острее стоят такие вопросы, когда мы рассматриваем уровень среднего или высшего профессионального образования.

Вероятно, сами идеи П.Я. Гальперина еще недостаточно оценены в плане их применения к формированию гармоничного, универсального специалиста. Само название теории П.Я. Гальперина – формирование умственных действий с заранее заданными свойствами – часто ориентирует исследователей на решение чисто прагматических образовательных задач, хотя одним из центральных понятий теории является понятие “обобщенная ориентировка”.

В контексте нашего разговора – это может быть и ориентировка в развернутой системе смыслов трудовой деятельности, и ориентировка в социокультурном пространстве, где каждый специалист реализует себя через труд и стремится через общественное признание своего труда повысить чувство собственного достоинства и значимости своей жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)