Формы и методы управления качеством

Успешное решение проблем качества в значительной степени зависит от того, какими методами решаются эти проблемы. Философия, методы и средства менеджмента качества не возникли внезапно в виде свода знаний, которыми в настоящее время располагает человечество.

Они непрерывно развивались. Деятельность в области управления качеством и глубокое пони- мание современных методов менеджмента качества невозможны без изучения эволюции этой деятельности.

В течение продолжительного времени человечество не- прерывно пребывало в поисках эффективных форм и методов повышения качества продукции.

При этом каждый последующий этап эволюционного развития этих форм и методов базировался на достижениях предыдущих и был тесно связан с изменениями, происходящими в экономике, производстве, уровне жизни людей, их представлениях о качестве.

Начальные этапы управления качеством уходят в глубину веков; они еще не имели целенаправленного, системного характера. В эпоху индивидуального производства при отсутствии разделения труда (ХI–ХVII вв.) качество производимых изделий определялось мастерством изготовителей.

Носителем знаний и учителем был мастер, который создавал атмосферу вовлеченности и высокой мотивации работников мастерской, обеспечивал целостность и неразрывность технических и управленческих процессов, работал для конкретного потребителя.

По мере перехода от индивидуального производства к разделению труда и массовому производству наряду с повышением производительности труда стало резко снижаться качество производимой продукции.

Кроме того, была нарушена целостность процессов производства и проектирования, непосредственные исполнители были отлучены от знаний, участия в управлении производством и его улучшении. К началу ХХ в. изготовленные на предприятии детали одного и того же назначения и вида существенно различались по размерам, их нельзя было использовать при сборке.

Это приводило к большим потерям из-за брака.

Для ХХ в. характерны четыре этапа развития предприятий,связанных со сменой моделей ведения бизнеса.

Первый этап — выработка методологии обеспечения качества при замене индивидуального производства серийным. Развитие предприятия на этом этапе основывалось на фундаментальных принципах научной организации труда, разработанных Ф. Тейлором.

Второй этап — внедрение процессного подхода и мониторинга производственного процесса с использованием контрольных карт У. Шухарта; повышение результативности и эффективности управления, производительности труда.

Третий этап — ориентация предприятий на удовлетворе- ние потребностей и интересов потребителей, которым предстоит пользоваться производимой продукцией. Этот подход наиболее характерен для японских изготовителей.

Четвертый этап — осознание того, что обеспечение качества не может быть возложено только на тех работников, которые непосредственно заняты в производственных процессах. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив предприятия — от рабочих до высших руководителей.

В соответствии с этой концепцией необходимо обучать сотрудников методам командной работы, а также умению анализировать и решать проблемы. На этом этапе зародилась идея всеобщего управления на основе качества — TQM.

Всеобщее управление на основе качества (позже — всеобщий менеджмент качества, Total Quality Management — TQM) — современная философия управления, направленная на обеспечение и улучшение качества в масштабах всей организации, включая качество продукции и услуг, производственных процессов, работы персонала, принимаемых управленческих решений и системы управления в целом.

Дальнейшее организационное совершенствование предприятий происходило в следующих четырех направлениях:

  • интеграция принципов TQM с методологией “бережливого производства”;
  • внедрение СМК в соответствии с требованиями стандар- тов ИСО серии 9000 и стандартов ИСО, содержащих требования к системам менеджмента конкретных секторов экономики;
  • совершенствование бизнес-процессов путем самооценки с использованием критериев, содержащихся в моделях делового совершенства;
  • применение статистических методов для управления качеством в сочетании с методологией “шесть сигм”.

Каждый из четырех этапов включал характерные для него подходы и методы, разрабатываемые инженерами и исследователями в различных странах.

Современный подход к управлению качеством предполагает объединение всех перечисленных направлений организационного совершенствования в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)