Функция контроля в менеджменте

Понятие «контроль» имеет ряд определений: процесс сравнения достигнутых результатов с запланированными; одна из функций деятельности в менеджменте;  принцип управления;  завершающий процесс процедуры выработки управленческих решений (УР) (рис. 13).

Функция контроля в менеджменте

Контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды. Контроль как функция управления – центральное звено для планирования деятельности фирмы и управления ею.

Функция контроля преследует следующие цели:

  • обеспечение единства решения и исполнения;
  • предупреждение возможных ошибок и недоработок (не карательная, а профилактическая функция);
  • своевременное выявление отклонений от заданных программ, задач, сроков, параметров и т. д.

Субъекты контроля: контролирующее звено (государственные органы, ведомственные органы, руководители различных уровней управления и т. д.).

Объекты контроля: предприятия, организации, бизнес-процессы в организациях, персонал, сроки, отдельные элементы системы и т. д.

Контроль начинается с формулировки миссии организации, определения ее целей и структуры.

Процесс контроля включает в себя четыре стадии:

  1. Установление норм деятельности (нормирование).
  2. Сбор данных о фактических результатах, предполагает ведение учетной статистики.
  3. Сравнение и оценка фактических и ожидаемых итогов.
  4. Разработка и реализация корректирующих действий.

Требования, предъявляемые к контролю:

  • стратегическая направленность контроля;
  • ориентация на результаты;
  • соответствие контроля виду деятельности;
  • своевременность;
  • гибкость;
  • простота осуществления.

Выделяют различные виды и формы контроля.

По исполнителю:

  • самоконтроль;
  • контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК);
  • инспекционный контроль;
  • государственный контроль (например, соответствие законодательству);
  • ведомственный контроль (например, санитарно-эпидемиологическая служба может закрыть столовую, которая не соответствует нормам);
  • общественный контроль (например, жители района выступают против строительства дома на месте детской площадки);
  • международный контроль.

По времени осуществления.

Предварительный контроль (входной, до начала работы) осуществляется на стадии разработки планов и формирования организационной структуры, например, на КамАЗе контролируется качество стали; в вузе на вступительных экзаменах выявляется исходный уровень знаний.

Контролируется точность выполнения определенных правил, процедур, инструкций по разработке планов, формированию структуры организации.

Объекты предварительного контроля:

  • человеческие ресурсы (анализ квалификационного, возрастного, профессионального состава исполнителей; отбор специалистов по определенным требованиям (документы, характеристики, например, стаж работы, возраст, образование и т. д.);
  • материальные ресурсы (выбор поставщиков, потребителей; проверка закупленной продукции на ее соответствие требованиям по качеству; создание запасов);
  • финансовые ресурсы (бюджет, источники поступлений и основные направления расходования средств);
  • время.

Инструменты: установление стандартов, некоего образа будущего продукта и процесса его создания.

Текущий контроль (в ходе выполнения работы). Основная задача такого контроля – своевременное выявление отклонений факта от плана и обеспечение обратной связи (например, в вузе текущей формой контроля является сессия).

Инструменты:

  • наблюдение за ходом работы;
  • измерение текущих результатов и сравнение их с запланированными.

Заключительный контроль (итоговый, выходной) осуществляется по окончании срока или по итогам выполнения работы (проверка готового продукта на соответствие стандартам и параметрам), например, в вузе – государственный экзамен.

По итогам заключительного контроля принимаются решения об изменении стратегии и тактики действия. Инструменты: наблюдение; замер (измерение параметров); составление сводного отчета.

По стадии производственного процесса:

  • входной;
  • операционный;
  • транспортировки;
  • готовой продукции;
  • хранения.

По принимаемым решениям:

  • активный (предупреждающий);
  • пассивный (по отклонениям).

По степени охвата:

  • сплошной;
  • выборочный.

По содержанию:

  • контроль операции;
  • маркетинговый контроль;
  • финансовый и бюджетный контроль;
  • контроль человеческих ресурсов.

Причины отклонения фактической траектории от плановой включают:

  • изменения во внешней среде (например, появление новых приоритетов – производство общественных товаров, учет требований экологии);
  • изменения во внутренней среде (изменение технологии, структуры организации и т. д.);
  • влияние субъективного фактора: различие людей обусловливает их различную реакцию на определенные события, что затрудняет прогноз результатов.

При осуществлении функции контроля необходимо соблюдать этические нормы контроля:

  1. Осторожно осуществлять контроль, если менеджер не является непосредственным начальником подчиненного (не рекомендуется осуществлять контроль через голову непосредственного руководителя, только в его присутствии или косвенно).
  2. Запрещается рыться в столе, прослушивать телефонные переговоры.
  3. Контроль – это не надзирательство, а профилактика отклонений!

Эффективность контроля может быть определена как отношение эффекта (результата) контроля к затратам на его проведение. Общие затраты включают расходы на измерение, сравнение фактических данных с запланированными и реакцию на выявленные отклонения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)