Классификация нетарифных мер

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли).

Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Мировая история знает многочисленные примеры жесткой и гибкой политики протекционизма, которая использовалась правительствами тех или иных стран для защиты собственной экономики (как промышленности, так и агропромышленного комплекса).

Так, например, США и страны Европы применяли жесткие меры протекционистского характера против продукции СССР в тех областях, в которых она составляла конкуренцию продукции развитых капиталистических стран. Это касалось, в частности, продукции авиапромышленного комплекса, продукции станкостроительной промышленности, электронного приборостроения, судов, промышленных роботов и т. п.

В тоже время, продукция, выпускаемая СССР, которая не имела аналогов в странах Запада, либо сырье, не подвергались воздействию протекционистских норм, свободно попадая на западные рынки. Протекционистская политика не является пережитком прошлого. В настоящее время она активно используется в торговых войнах между Китайской Народной Республикой и США. Так, данные страны в течение нескольких последних лет несколько десятков раз принимали национальные законы в поддержку тех или иных производителей продукции, дискриминируя иностранных производителей.

При этом, меры дискриминации были различными:

  • вводилось квотирование на поставку тех или иных видов промышленной или агропромышленной продукции, сырья и продовольствия;
  • изобретались и вводились новые налоги, акцизы, штрафы в отношении участников внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности;
  • применились меры санитарно-эпидемиологических ограничений карантинного характера и т. п.

Это позволяло, с одной стороны, защитить отечественных товаропроизводителей от конкуренции со стороны производителей аналогичной продукции из-за рубежа, а с другой стороны, подрывало мировые рынки сбыта данной продукции, уровень цен на данную продукцию, что приводило в итоге к многомиллиардным убыткам у каждой из стран.

В настоящее время и Российская Федерация испытывает негативное воздействие мер протекционистского характера во внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Ряд стран развитого капитализма установили всевозможные протекционистские меры, направленные на недопуск российской продукции на рынки своих стран, обложив продукцию значительными дополнительными пошлинами, делающими ее неконкурентоспособной на данных рынках.

Это касается, прежде всего, продукции металлургической промышленности глубокого передела (изготовителей труб, металлических изделий, металлического проката и прочей продукции). Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

В реальности «свободной торговли» в мире не существует. Это активно используемый миф, который придуман как механизм сброса издержек и противоречий в развитии мировой капиталистической системы из стран ядра мирового капитализма в государства ее периферии.

Так, например, страны Запада обвиняют и обвиняли Российскую Федерацию в якобы имеющих место протекционистских мерах, поддерживающих отечественного производителям промышленной продукции, сельскохозяйственного сырья, продовольствия и т. п. При этом, замалчивается тот факт, что в странах Европейского Союза на 1000 долл. произведенной продукции в сельском хозяйстве зачастую приходится до 90 % дотаций, субвенций со стороны бюджета Европейского Союза.

Кроме того, активно применяется и политика квотирования, согласно которой не только иностранным государствам практически невозможно свободно попасть на рынки стран Европейского Союза, но даже странам, входящим в состав Европейского Союза невозможно вне предоставленных квот осуществить поставки той или иной продукции вне страны ее производства.

В определенной степени на этом проиграла Украина, которая разорвала большинство отношений с Российской Федерацией, СНГ, Таможенным Союзом и прочими структурами, потеряв при этом рынки сбыта своей продукции (промышленной, сельскохозяйственной и т. д.), в надежде на единый Европейский рынок. Однако предоставленные Украине квоты оказались на практике в десятки раз ниже, чем объем продукции, ранее поставлявшийся на российский рынок, а также рынки других стран – членов СНГ.

Таким образом, «свободная торговля» является лишь способом беспрепятственного продвижения товаров, услуг и финансовых средств из стран ядра мировой капиталистической системы на рынки развивающихся стран.

Интересно
Возможности же свободного доступа продукции из развивающихся стран в страны развитого капитализма существенно ограничены огромным количеством способов и методов тарифного и нетарифного воздействия. Гибкое использование данных способов и методов позволяет осуществлять лимитированный доступ на рынки необходимых субъектов из необходимых государств.

На практике, лишь сочетание двух вышеназванных подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития. Внешнеэкономическая политика – это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух форм:

  • протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков, в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно;
  • либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей, проведение политики свободной торговли (фритредерство) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

В действительности в разные периоды времени в региональной или мировой торговле преобладают смешенные формы внешнеторговой политики, предполагающие и протекционизм, и фритредерство на разных этапах развития государств, которые увеличивают или уменьшают направленность политики от внешних и внутренних обстоятельств.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

  • таможеннотарифного регулирования;
  • нетарифного регулирования;
  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Условно можно выделить две большие группы во внешней торговле, а именно тарифные и нетарифные методы регулирования. В тарифном методе регулирования внешней торговли являются защита внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, установление тарифных квот, и как правило регулируется правила, которые несут протекционистскую и фискальную функции.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможеннотарифным методам государственного регулирования.

Целями и задачами введения нетарифных мер является:

  • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
  • Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  • Выполнение международных обязательств.
  • Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
  • Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
  • Защита общественной морали и правопорядка.
  • Защита культурных ценностей.
  • Обеспечение национальной безопасности.

Впервые термин «нетарифные меры (ограничения, барьеры)» появился в исследовании Международной торговой палаты в 1954 г. Вместе с тем в законодательстве и доктрине отсутствует четкое общепринятое определение термина нетарифные меры. Следует отметить, что в отечественной литературе большое внимание исследованию нетарифных мер уделяется в работах И. И. Дюмулена, который долгое время занимался этим вопросом на практике (работая в Секретариате ЮНКТАД, он участвовал в разработке системы классификации нетарифных мер).

Интересно
Дюмулен определяет нетарифные меры через призму деятельности уполномоченных органов власти, воздействующих непосредственно на экспортноимпортные операции. Г. М. Зотов, А. С. Иванов и Л. В. Сабельников определяют нетарифные меры как «практически все средства контроля и ограничения импорта и экспорта, за исключением таможенного тарифа».

В Толковом словаре по таможенному праву нетарифным барьерам дано понятие как системе административных и экономических (финансовых, кредитных и др.) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включающей количественные ограничения (квотирование), лицензирование, установление различных таможенных формальностей и др.

Единой международной принятой классификации нетарифных мер пока не существует. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ (Секретариат Генерального соглашения по тарифам и торговле), Всемирная торговая организация, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США.

Необходимо отметить, что определение термина «нетарифная мера» мало изменилось с конца 40-х годов прошлого столетия (другие меры помимо таможенных тарифов). В большинстве зарубежных исследований и в торгово-политических документах это определение продолжает присутствовать.

Однако группа нетарифных мер включает сотни различных методов нетарифного воздействия на внешнюю торговлю и часто выполняет прямые функции ее регулирования. Перечень нетарифных мер продолжает увеличиваться. Возрастает и потребность в создании четкого и юридически обязательного термина нетарифные меры. Рассмотрим классификацию нетарифных мер ЮНКТАД. Она состоит из достаточно емких разделов (глав), каждая из которых включает нетарифные меры близкие по характеру своего воздействия на торговлю (16 разделов от A до P). Каждый раздел включает подгруппы, объединяющие отдельные виды нетарифных мер.

Классификатор нетарифных мер:

  • A. Санитарные и фитосанитарные меры, включая системы сертификаций;
  • B. Технические регламенты и стандарты, включая системы соответствия;
  • C. Предотгрузочная инспекция и таможенные формальности;
  • D. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры;
  • E. Запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля;
  • F. Контроль за ценами, включая поддержку внутреннего производства и цен;
  • G. Финансовые меры, включая ограничительные методы платежей;
  • H. Внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных товаров;
  • I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей;
  • K. Ограничения и запреты послепродажного обслуживания импортных товаров;
  • L. Субсидии, воздействующие на торговлю (исключая экспортные субсидии);
  • M. Торги в отношении правительственных закупок импортируемых товаров;
  • N. Ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собственность;
  • O. Ограничения торговли, связанные с определением страны происхождения товаров;
  • P. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др.

Между тем, имеется информационная система, созданная Секретариатом Генеральным соглашением по тарифам и торговле, которая перешла в 1995 г. в Секретариат ВТО. Она была расширена и стала обязательной для стран-членов ВТО. Страны-члены ВТО обязаны уведомлять Секретариат ВТО путем подачи нотификаций, а через Секретариат и все другие страны члены ВТО о своих торговых мерах.

В этом же направлении в рамках ВТО действует механизм «Обзор торговой политики», который значительно усилил информацию о нетарифных мерах в международной торговле. Следует подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято выделять нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли и проводить торговую политику (запреты, квотирование, лицензирование и другие меры).

Эти меры получили название «жесткие нетарифные меры» (hard core measures). В конце прошлого века и в начале XXI столетия нетарифные меры вышли на первое место как регуляторы внешней торговли и как барьеры в международной торговле. За период с 2008 г. по октябрь 2015 г. было зарегистрировано 1441 новых ограничительных мер в торговле. За тот же период 354 меры были сняты.

Иными словами, за «заградительный забор» в мировой торговле увеличился на 1087 ограничительных мер. Эта тенденция имеет длительный характер. Только в отношении технических барьеров в торговле в период с 1995 г. по октябрь 2015 г. было зарегистрировано 24000 новых или модифицированных мер технического регулирования.

При таком подходе очень важное значение приобретает сопоставление ограничений в отношении равноценных, или как их обычно называют – идентичных товаров. Термин «идентичный товар» сегодня получил официально терминологическое значение в практике ВТО.

В Соглашении по таможенной стоимости ВТО сказано, что под идентичными товарами необходимо понимать товары, одинаковые во всех отношениях, включая их качество, физические характеристики, а также и репутацию. При этом товары будут считаться идентичными только в том случае, если они являются коммерчески взаимозаменяемыми.

Проблема идентичности товара неоднократно возникала в ВТО при рассмотрении в Органе по разрешению споров (ОРС) обвинений в дискриминационном применении различных налогов, технических требований, санитарных норм к товарам национального происхождения и к товарам, ввозимым из других стран.

Во всех таких случаях споры разрешались по одной модели: если иностранные и национальные товары были идентичными, а налоги или технические требования различными, то эти налоги и требования рассматривались как нетарифные меры в сфере торговли, подлежащие устранению.

Наряду с другими мерами нетарифного регулирования квотирование и лицензирование выполняют экономическую функцию, создавая многоступенчатую защиту внутреннего рынка при совершении внешнеэкономической сделки. Так, перед заключением внешнеэкономического договора сторонам необходимо удостовериться, что в отношении данного сельскохозяйственного товара не действуют специальные административные ограничения (лицензирование, особые меры подготовки товаров к отгрузке, запреты, квотирование, стандартные и другие требования).

Под квотированием понимается ограничение государственной властью в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны за определенный период.

Термин «лицензирование» означает введение специальных разрешений на импорт и экспорт, которые выдаются соответствующими органами власти в порядке, установленном законодательством.

К правовой базе лицензирования относится Соглашение ВТО по процедурам лицензирования импорта 1994 г., заключенное в г. Марракеше, которое содержит правила использования лицензий; Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, федеральный закон «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» и подзаконные нормативные акты. Применение их, прежде всего, не должно нарушать принципов наибольшего благоприятствования и национального режима.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)