Методы и средства обучения в высшей школе
Метод «в самом общем значении – способ достижения цели». Соответственно метод обучения можно охарактеризовать как способ взаимодействия педагога и обучающегося.
Способ в результате которого у обучающегося возникают:
- знания, умения и навыки (традиционная точка зрения);
- способы мышления и деятельности (деятельностный подход);
- компетенции, если мы для описания результатов процесса обучения используем компетентностный подход.
Учитывая, что в педагогических исследованиях и разработках нередко используется сразу несколько подходов, в одном тексте через запятую могут перечисляться в качестве результатов, например, знания и компетенции.
В педагогической науке понятие «методика обучения» используется, во-первых, по отношению к учебному предмету, например, методика преподавания физики и т.п., во-вторых, по отношению к педагогическим системам, как например, методика развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Учитывая, что в процессе познания важную роль играет общение, чувственное восприятие, а также практическая деятельность, по источнику знаний как одному из возможных оснований выделают следующие виды методов обучения: словесные, наглядные и практические.
Однако, данная систематизация лишь частично отражает возможности обучения. Объяснительно-иллюстративный или информационнорецептивный метод «состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию».Информация может сообщаться при помощи устного объяснения, печатных и электронных текстов, при помощи демонстрации педагогом осваиваемых в процессе обучения способов деятельности. Как пишет И.Я. Лернер «Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного, или информационно-рецептивного, метода не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями».
Понимание сути и областей применения различных методов обучения расширяет пространство возможностей профессионального педагога.
Система общедидактических принципов позволяет педагогу представить, что в зависимости от задаваемого обучающемуся вопроса, можно услышать ответ репродуктивного, частично-поискового или даже исследовательского характера, ответ, за которым будут скрываться различные познавательные процессы и соответствующие им результаты учебнопознавательной деятельности.
- Уровни создания редуцированных способов умственных действий
- Характеристика понятия глупости
- Проблема воспроизводства глупости
- Осмысление изменений в сфере образования
- Типичные ошибки исследования процесса образования
- Образование как культурное явление
- Проблема понимания сущности образования
- Организация осваиваемой педагогической деятельности
- Регламентация образовательного процесса в высшей школе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу