Основная концепция инженерной психологии

Согласно этой концепции, на первом этапе в основном было использование опыта других наук “для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда” (преимущественно – при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем управления – АСУ). На втором этапе – все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как “звено АСУ”).

Б.Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии:

  • на начальных этапах господствовал “машиноцентрический” подход (основная линия разработок: “от машины к человеку”, где и сам человек описывается в терминах техники – как элемент, придаток машины…);
  • позже на первое место выходит “антропоцентрический” подход (меняется вектор разработок: “от человека к машине”, где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника – это средство его же труда).

 Главная идея основной концепции – общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а сама реализация этих функций – есть преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А.Д. Урсула).

Выделяются разные уровни информационных отношений:

  • “натуральный” обмен информацией.

Начиная с простейших организмов: раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень (человеческое общение;

  • общение – как взаимодействие с техникой, а через них – с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)