Основные направления взаимодействия с НЦБ Интерпола по вопросам борьбы с преступностью

Субъекты ОРД, функционирующие в РФ, могут в соответствии с международными соглашениями осуществлять сотрудничество с правоохранительными органами других стран как посредством прямых контактов, так и через специальные субъекты международного оперативно-розыскного сотрудничества.

Субъектами ОРД:

  • Международная организация уголовной полиции (МОУП) – Интерпол.
  • Европол.
  • Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП).
  • Антитеррористический центр (АТЦ) государств – участников СНГ.

Приступим к рассмотрению задач и функций вышеперечисленных субъектов международного сотрудничества в области ОРД. В связи с тем, что Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество более 180 стран, входящих в нее остановимся подробно на ее рассмотрении.

Интерпол – сокращенное название Международной организации уголовной полиции, созданной в 1923 г. в Вене на встрече руководителей полицейских служб ряда стран. Встреча происходила как второй по счету международный конгресс полиции, участники которого решили создать собственное международное объединение и создали его. Штаб-квартира организации была размещена в Вене. Когда же в 1938 г. Австрия была поглощена фашистской Германией, гитлеровская СД (служба безопасности) прибрала к своим рукам комиссию и собранные ею к тому времени картотеки преступников. Организация фактически прекратила свое существование.

После второй мировой войны во многих странах мира был отмечен серьезный рост преступности. Главы полиции ряда европейских стран, а также США приняли решение возродить международную полицейскую организацию. Это произошло на первой послевоенной конференции полиции получившей название по примеру ООН – ассамблея, состоявшейся в 1946 г. в Брюсселе. С осени 1989 г. штаб-квартира Интерпола размещается в Лионе (Франция). Каждое НЦБ стоит на страже интересов своей страны.

Являясь координационным центром сотрудничества правоохранительных органов, НЦБ Интерпола в РФ решает следующие задачи:

  • осуществляет обмен официальной и конфиденциальной (оперативно-розыскной) информацией по вопросам борьбы с преступностью, имеющей транснациональный характер, между органами внутренних дел, подразделениями пенитенциарной системы, прокуратуры, безопасности с аналогичными структурами зарубежных стран
  • членов Интерпола;
  • организует через соответствующие национальные правоохранительные органы мероприятия по раскрытию и расследованию преступлений, обнаружению лиц, предметов и документов, наблюдению за людьми, подозреваемыми в преступной деятельности;
  • формирует банки о лицах, фактах, предметах, фирмах, документах на основании информации, полученной в процессе международного сотрудничества правоохранительных органов;
  • информируют соответствующие учреждения Российской Федерации о требованиях и условиях международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью в системе Интерпола;
  • содействует реализации решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола по проблемам борьбы с преступностью.

Можно со всей очевидностью констатировать, что НЦБ Интерпола в РФ активно включилось в сотрудничество с остальными странами. Борьба с транснациональной преступностью с учетом ее специфики проводится государствами на стыке международного права, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного и т.п. Главную правовую основу при этом составляют международно-правовые нормы.

Международные соглашения, используемые государствами в современной борьбе с преступностью, принято делить на две группы:

  • Соглашения, регулирующие материально-правовые вопросы международной борьбы с преступностью. Проще говоря, соглашения этого рода заключаются государствами с целью координирования норм действующего законодательства – максимально сблизить или даже сделать одинаковыми нормы их уголовных кодексов, направленные на борьбу с преступлениями определенного вида (например, с незаконным оборотом наркотических средств, фальшивомонетничеством и т.п.). Российская Федерация является участницей более десятка таких соглашений-конвенций.
  • Соглашения, регулирующие процедуру, порядок сотрудничества государств в совместной борьбе с преступностью, взаимное оказание правовой помощи по уголовным делам, экстрадицию (выдачу обвиняемых и преступников), оказание ведомственной помощи при раскрытии преступлений, передачу осужденных иностранцев для исполнения назначенного судом наказания в стране их гражданства.

Имеется ряд требований, которые соблюдаются в международном сотрудничестве правоохранительных органов разных государств в борьбе с преступностью:

  • при поступлении из-за границы просьбы о производстве каких-либо действий (оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и т.д.) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность выполняют их согласно нормам действующего в стране законодательства и ведомственных инструкций;
  • просьба, поступившая от зарубежного правоохранительного органа, может быть выполнена только в том случае, если в ней речь идет о таком преступлении, ответственность за которое предусмотрена в уголовном законодательстве (УК) запрашиваемой страны;
  • традиционно в выполнении просьбы отказывается, если в ней речь идет о преступлении политического, религиозного, расового или военного характера;
  • если в просьбе речь идет о действиях, сопряженных с вторжением в личную жизнь человека (арест, обыск, освидетельствование, прослушивание телефонных разговоров, получение данных о банковских счетах конкретного лица и т.д.), следует не только убедительно мотивировать необходимость производства таких действий, но и подкрепить соответствующим постановлением, санкционированным прокурором, либо судом. В настоящее время взаимодействие ОВД осуществляется в следующих направлениях.

I. В сфере борьбы с преступлениями экономической направленности и финансирования.

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию преступлений в сфере экономики и финансов органы внутренних дел могут получить из Генерального секретариата Интерпола и НЦБ зарубежных стран следующую информацию:

  • названия коммерческих структур (фирм, совместных предприятий и т.п.), расположенных за рубежом;
  • их юридический адрес, номера и даты регистрации;
  • фамилии и адреса руководителей коммерческих структур; – основные направления деятельности;
  • размеры уставного капитала;
  • сведения о прекращении деятельности;
  • сведения криминального характера относительно деятельности коммерческих структур.

Возможно также получение информации о заключенных инофирмами сделок с участием российских государственных и частных структур. Сведения об открытии физическими лицами, в том числе гражданами России и юридическими лицами финансовых счетов в зарубежных банках, а также движение средств по ним составляют банковскую тайну и могут сообщаться иностранным правоохранительным органам только после рассмотрения верховным органом юстиции, прокуратуры страны, или соответствующим судом официального обращения Генеральной прокуратуры РФ.

II. В сфере борьбы с фальшивомонетничеством. При обнаружении поддельных денежных знаков органы внутренних дел России, используя каналы Интерпола, могут получить информацию об обстоятельствах изъятия, о других изымавшихся фальшивых банкнотах, имеющих один источник происхождения с обнаруженным, а также о местонахождении лиц, причастных к фальшивомонетничеству, при наличии оснований предполагать, что они находятся за пределами России.

В случае задержания иностранного гражданина за преступления, связанные с подделкой денежных знаков, органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола его анкетные данные для проверки по криминальным учетам Генерального секретариата Интерпола и страны его проживания, а также для запроса информации о других лицах, причастных к изготовлению и сбыту аналогичных поддельных денежных знаков.

III. В сфере борьбы с преступлениями, связанными с автотранспортом.

По каналам Интерпола органы внутренних дел России имеют возможности:

  • запросить сведения о владельце транспортного средства, зарегистрированного за рубежом;
  • запросить информацию о дате и месте постановки на учет автотранспортного средства или снятии его с учета;
  • проверить автомашину по учетам похищенного автотранспорта в зарубежных странах;
  • идентифицировать иностранный автомобиль или его номерные знаки;
  • поставить похищенную в России автомашину на учет в генеральном секретариате и НЦБ зарубежных государств.

Основаниями для получения запроса от НЦБ Интерпола зарубежных государств являются:

  • обнаружение подделки технической документации на право приобретения, владения и пользования транспортными средствами, ввезенными из других государств;
  • установление подделки заводской маркировки на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров автомашин иностранного производства;
  • сведений, полученных оперативными службами органов внутренних дел России о кражах автотранспорта в зарубежных странах.

IV. В сфере борьбы с посягательствами на культурные ценности и предметы антиквариата.

В ходе проведения оперативно-розыскных или следственных действий по раскрытию преступлений, связанных с культурными ценностями и предметами антиквариата, органы внутренних дел России имеют возможность получить по каналам Интерпола следующую информацию:

  • о наличии и юридическом адресе фирм (компаний), магазинов, специализирующихся на торговле культурными ценностями;
  • о выставлении конкретных произведений искусства на известных аукционах;
  • об идентификации похищенного или изъятого предмета и др.

При наличии достаточных оснований предполагать факт незаконного вывоза культурных ценностей, предметов антиквариата за рубеж на каждый предмет в отдельности заполняется формуляр.

V. В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Органы внутренних дел по соответствующим запросам имеют возможность получить из Генерального секретариата Интерпола и НЦБ зарубежных стран следующую информацию:

  • о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к наркобизнесу;
  • о преступных сообществах, занимающихся наркобизнесом;
  • об основных видах наркотических средств, психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте;
  • о новых видах наркотиков, появляющихся в обороте;
  • о способах нелегального производства наркотиков, наиболее часто встречающихся способов упаковки, выявленных подпольных лабораториях;
  • о каналах транспортировки и методах сокрытия;
  • об обзорах, статистике о правоприменительной деятельности (анализ изъятий наркотических средств, тенденций в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализированных служб полиции различных стран и т.д.).

VI. В сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия и взрывных устройств.

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, органы внутренних дел могут получить по каналам Интерпола следующую информацию:

  • о стране-изготовителе;
  • об основных технических характеристиках оружия, взрывных устройств и боеприпасов;
  • о возможности приобретения их физическими и юридическими лицами;
  • о времени и месте реализации оружия торговым предприятием или заводом-изготовителем;
  • о наличии сведений криминального характера на лиц, во владении которых они находились;
  • о совершении аналогичных преступлений в других странах.

Для установления принадлежности огнестрельного оружия или взрывного устройства иностранного производства, его системы, модели, способа изготовления, а также страны изготовителя органом внутренних дел до обращения в НЦБ необходимо предварительно осуществить проверку этого оружия или устройства с привлечением специалистов экспертно-криминалистических подразделений.

VII. В сфере борьбы с преступлениями, связанными с подделкой документов. При раскрытии преступлений, связанных с подделкой документов, органы внутренних дел по каналам Интерпола могут проверить их идентичность, а также возможное использование этих документов преступниками на территории иных стран.

С целью установления лиц, совершивших преступление, органы внутренних дел при наличии отпечатков пальцев рук (в т.ч. изъятых с места происшествия) могут обращаться за содействием:

  • в идентификации лиц по отпечаткам пальцев рук;
  • в проверке их по федеральным и региональным дактилоскопическим учетам правоохранительных органов зарубежных стран;
  • в проверке следов рук, изъятых с места происшествия, по следотекам.

Интерпол – организация уголовной полиции, но деловые контакты у НЦБ налажены также с органами таможни, налоговой полиции, миграционной службы, судами, системой Минюста и прокуратуры с различными международными организациями (ООН, Всемирная таможенная организация, Всемирный совет музеев, Европейский центр по мониторингу проблем наркотиков и наркотической зависимости и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)