Педагогическое проектирование

Среди целей образования при изучении «Теории и методики профессионального образования» ведущей является цель освоения аспирантами педагогической компетенции.

В большинстве ФГОС 3 + аспирантуры педагогическая компетенция формулируется общо и кратко: готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

Указанная готовность базируется на совокупности освоенных аспирантами знаний, умений, а также личностных качеств, лежащих в основе педагогической деятельности.

Для качественного исполнения этой компетенции научно-педагогическому работнику требуются знания основ социологии педагогики, профессиональной педагогики:

  • основные тенденции и направления, сложившиеся в высшем образовании ко второй декаде XXI в. (интернационализация высшего образования;
  • цифровизация как целевое и средовое поле образования;
  • мировые рейтинговые системы как ориентиры качества высшего образования;
  • интеграция образования, науки и предпринимательства;
  • переход от целенаправленного высшего образования к непрерывному профессиональному образования длиной и шириной в жизнь);
  • образовательные системы (общее понятие и конкретные системы);
  • понятия и категории педагогики; теории и парадигмы педагогики;
  • методологические основания исследования и реализации образовательного процесса.

Особое внимание в контексте педагогического проектирования следует уделить видам (аспектам) педагогической деятельности: методической, преподавательской, научно-исследовательской и управления ею; проектной и управление ею.

Среди умений педагога – предметные умения, умения проектировать образовательный процесс и его фрагмент (элементы, компоненты, подсистемы, аспекты), подбирать и реализовывать педагогические технологии и методы, осуществлять педагогическое управление в образовательном процессе.

При освоении дисциплины «Теория и методика профессионального образования» также следует обратить внимание на воспитание у будущих научно-педагогических работников ценностей педагогической деятельности и личностных качества, которые необходимы для успешной ее реализации.

Опросы обучающихся разных уровней обучения (большую их часть составляют аспиранты и слушатели дополнительных профессиональных программ), проводившиеся нами лично, начиная с 2015 г., позволили сформировать ранжированный перечень личностно важных качеств научно-педагогических работников (подкатегории – преподавателей в организации высшего образования).

Представляем ранжированный список личностных качеств научно-педагогического работника (из списка исключено владение профессиональными компетенциями):

  • «харизматичность»;
  • компетентность в предметной области;
  • коммуникативная, эмпатийная компетентность;
  • уважение к студентам, отношение к студентам как к партнерам;
  • ответственность, обязательность;
  • справедливость;
  • профессиональная мобильность, гибкость;
  • увлеченность наукой;
  • новаторство.

Процесс и деятельность педагогического проектирования существенно отличается от аналогичных явлений в области точных наук и техники. По мнению Н.О. Яковлевой педагогическое проектирование включает педагогическое изобретательство, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент.

Результатами этапа педагогического изобретательства, по мнению автора, являются: четко сформулирована педагогическая проблема и поиск идеи по ее решению. Следующий этап – моделирование – это этап создание единичного опытного образца.

Модель в педагогике обычно представляют в системном виде, учитывая высокую степень неформализуемости образовательных процессов. На этапе педагогического эксперимента происходит верификация (возможно, на основе неоднократной коррекции) созданного «опытного образца».

Данная схема отражает педагогическое проектирование, включенное в научное исследование. Таким образом, компетенции педагогического проектирования включают компетенции инновационного, творческого мышления, изобретательства, педагогического моделирования, педагогического экспериментального исследования.

Предметами педагогического проектирования могут быть: технологии и методы; управление образованием; инновационная педагогическая деятельность; образовательный процесс; воспитательные системы, др.

В нашем курсе ставится задача проектирования образовательного процесса, направленного на освоение студентами актуальной («западающей») компетенции. Рассмотрим теоретические основы проектирования образовательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)