Педагогическое проектирование
Среди целей образования при изучении «Теории и методики профессионального образования» ведущей является цель освоения аспирантами педагогической компетенции.
В большинстве ФГОС 3 + аспирантуры педагогическая компетенция формулируется общо и кратко: готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).
Указанная готовность базируется на совокупности освоенных аспирантами знаний, умений, а также личностных качеств, лежащих в основе педагогической деятельности.
Для качественного исполнения этой компетенции научно-педагогическому работнику требуются знания основ социологии педагогики, профессиональной педагогики:
- основные тенденции и направления, сложившиеся в высшем образовании ко второй декаде XXI в. (интернационализация высшего образования;
- цифровизация как целевое и средовое поле образования;
- мировые рейтинговые системы как ориентиры качества высшего образования;
- интеграция образования, науки и предпринимательства;
- переход от целенаправленного высшего образования к непрерывному профессиональному образования длиной и шириной в жизнь);
- образовательные системы (общее понятие и конкретные системы);
- понятия и категории педагогики; теории и парадигмы педагогики;
- методологические основания исследования и реализации образовательного процесса.
Особое внимание в контексте педагогического проектирования следует уделить видам (аспектам) педагогической деятельности: методической, преподавательской, научно-исследовательской и управления ею; проектной и управление ею.
При освоении дисциплины «Теория и методика профессионального образования» также следует обратить внимание на воспитание у будущих научно-педагогических работников ценностей педагогической деятельности и личностных качества, которые необходимы для успешной ее реализации.
Опросы обучающихся разных уровней обучения (большую их часть составляют аспиранты и слушатели дополнительных профессиональных программ), проводившиеся нами лично, начиная с 2015 г., позволили сформировать ранжированный перечень личностно важных качеств научно-педагогических работников (подкатегории – преподавателей в организации высшего образования).
Представляем ранжированный список личностных качеств научно-педагогического работника (из списка исключено владение профессиональными компетенциями):
- «харизматичность»;
- компетентность в предметной области;
- коммуникативная, эмпатийная компетентность;
- уважение к студентам, отношение к студентам как к партнерам;
- ответственность, обязательность;
- справедливость;
- профессиональная мобильность, гибкость;
- увлеченность наукой;
- новаторство.
Процесс и деятельность педагогического проектирования существенно отличается от аналогичных явлений в области точных наук и техники. По мнению Н.О. Яковлевой педагогическое проектирование включает педагогическое изобретательство, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент.
Модель в педагогике обычно представляют в системном виде, учитывая высокую степень неформализуемости образовательных процессов. На этапе педагогического эксперимента происходит верификация (возможно, на основе неоднократной коррекции) созданного «опытного образца».
Данная схема отражает педагогическое проектирование, включенное в научное исследование. Таким образом, компетенции педагогического проектирования включают компетенции инновационного, творческого мышления, изобретательства, педагогического моделирования, педагогического экспериментального исследования.
Предметами педагогического проектирования могут быть: технологии и методы; управление образованием; инновационная педагогическая деятельность; образовательный процесс; воспитательные системы, др.
В нашем курсе ставится задача проектирования образовательного процесса, направленного на освоение студентами актуальной («западающей») компетенции. Рассмотрим теоретические основы проектирования образовательного процесса.
- Разработка проекта методического замысла освоения студентами актуальной компетенции
- Отрасль налогового права: понятие, предмет, метод
- Анализ сильных и слабых сторон существующего образовательного процесса
- Обоснование выбора актуальной компетенции
- Свойства и функции проекта
- Основания проектирования и компоненты образовательного процесса
- Характеристики команды
- Теория работы в малых группах
- Трудовые функции и компетенции проектирования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу