Содержание принципов ОРД

Анализ содержания принципов имеет важное значение в теории ОРД и способствует их практической реализации. От того, какими принципами мы руководствуемся, зависит правильность познания и формирования данной отрасли знания, а также эффективность практических мер борьбы с преступностью. Начнем рассмотрение с первой группы принципов.

Конституционный принцип законности заключается в безусловном и точном исполнении должностными лицами оперативных подразделений при осуществлении ОРД требований Конституции РФ, оперативно-розыскного законодательства и различных ведомственных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.

Необходимо учитывать, что при осуществлении ОРД сотрудники оперативных подразделений могут вторгаться в сферу прав и охраняемых законом интересов граждан, государственных и общественных организаций. Поэтому в оперативно-розыскной деятельности соблюдение законности имеет главенствующее значение. Это важно и потому, что эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, в связи с чем она не находится под непосредственным контролем широких масс. Работники этих органов обязаны в полной мере использовать всю силу и действенность негласных средств и методов в борьбе с преступностью в строгих рамках закона.

Обеспечение законности в ОРД предполагает следующее:

  • осуществление её исключительно субъектами, уполномоченными на то оперативно-розыскным законодательством;
  • недопущение нарушений в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников требований законодательства и подзаконных нормативных актов;
  • разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;
  • соответствующий ведомственный контроль и прокурорский надзор за ее осуществлением;
  • привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности; комплексная система контроля за ОРД, обеспечивается тем, что по существующему положению, нарушение законности и требований конспирации при осуществлении оперативной работы, влекут за собой в установленном порядке дисциплинарную и уголовную ответственность.

Обеспечение законности зависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличие юридической ответственности оперативного работника, укрепление престижа оперативной работы в целом. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД означает, что ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина носят исключительный и временный характер. Они могут применяться только по решению суда в отношении лица, в действиях которого имеются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, и в случаях обеспечения безопасности общества и государства.

Кроме того, данный принцип предусматривает запрет на проведение таких ОРМ, которые наносят физический и материальный ущерб, подвергают угрозе жизнь и здоровье людей, а также причиняют ущерб окружающей среде. Вместе с тем следует помнить, что ряд прав и свобод гражданина и человека имеют неотъемлемый характер и не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Нормы ст. 24 Конституции РФ находят реализацию в ОРД в виде запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сбор данных сведений без согласия лица, к которому они относятся, возможен лишь при их необходимости для решения оперативно-розыскных задач.

Конституция РФ закрепляет права всех граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища. Тем не менее, ограничение этих прав допустимо с позиции ОРД и не противоречит данному принципу. Это связанно прежде всего с тем, что Конституцией РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. тех благ, на защиту которых направлена ОРД.

Так же необходимо отметить, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а так же на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения (ст. 23, 25 Конституции РФ), что предусмотрено и ФЗ об ОРД (ст. 8). Принципы отраслевой группы не применяются в других сферах права и отличают оперативно-розыскную деятельность от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их традиционно считают специальными принципам.

Важнейшим профессиональным принципом ОРД, отражающим ее специфический разведывательный характер и особенности ее осуществления, является принцип конспирации.

Одним из условий эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий является неосведомленность о них тех лиц, в отношении которых они осуществляются. Необходимость негласности проводимых мероприятий обусловлена прежде всего тем, что подозреваемые, обвиняемые и некоторые их связи активно противодействуют разоблачению преступников. Подобные действия могут оказать негативное влияние на результаты проводимых мероприятий.

Соблюдение негласности вызывает необходимость осуществления оперативно-розыскных мер строго конспиративно, т.к. нарушение конспирации может привести к расшифровке тактики работы оперативных аппаратов, особенно в работе с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие.

Соблюдение правил конспирации при решении задач розыскной деятельности закон вменил в обязанность оперативным органам (ст. 15 ФЗ об ОРД). Необходимость соблюдения принципа конспирации обусловлена тем, что проведение ОРМ, действия их участников невозможно сделать абсолютно скрытыми от посторонних лиц, все они происходят в условиях реального времени, места, осуществляются конкретными лицами.

В то же время возможно, необходимо и целесообразно представить проводимые ОРМ так, что окружающими они будут восприниматься как обыденные, не имеющие отношения к деятельности оперативных сотрудников. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и т.п.), некоторых приемов поведения (быть как все, вести себя соответственно окружающих) использование специальных помещений, документов прикрытия, тайников, паролей и т.д.

Механизм реализации принципа конспирации раскрывается в отдельных нормах оперативно-розыскного законодательства. В частности, в соответствии с положением ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД лицо вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о характере полученной в отношении него информации, но только в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны.

В процессе осуществления ОРД конспирация так же обеспечивается нормативным регулированием ее правил в закрытых ведомственных приказах и инструкциях, отлаженной системой информационного взаимодействия между оперативными подразделениями, научно-методическим и материально-техническим обеспечением оперативных служб, обучением кадров оперативного состава правилам и тактическим приемам конспирации и др.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Необходимость сочетания таких принципов в борьбе с преступностью на практике обусловлена рядом обстоятельств:

  • Во-первых, согласно этому принципу, основные положения ОРД, закрепляющие систему гарантий и законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, являются открытыми для граждан, общественности и средств массовой информации. Однако не подлежат разглашению сведения об организации и тактике проведения ОРМ, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими ОРД, на конфиденциальной основе.
  • Во-вторых, использование лишь гласных мер не позволяет решать задачи борьбы с преступностью в полном объеме, и, наоборот, одни негласные меры не всегда могут обеспечить решение последних. Таким образом, эффективное решение задач борьбы с преступностью обеспечивается комплексным применением оперативно-розыскных сил, средств и методов, оптимальным сочетанием гласных и негласных мероприятий. Это сочетание определяется исходя из реально складывающейся оперативной обстановки и тех задач, которые требуется решить. Негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях совершения преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации (документов государственных органов, материалов средств массовой информации, приговоров судов и др.), при проведении профилактических мероприятий.
  • В-третьих, указанный принцип служит связующим звеном ОРД с иными видами правоохранительной деятельности, к помощи которых ОРД прибегает для легализации добытой информации в интересах решения задач указанных в ст. 2 ФЗ об ОРД.

Принцип оперативности (наступательности) выработан оперативно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области ОРД (см., например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД). В данном принципе находит выражение ее разведывательно-поисковый характер. Под оперативностью следует понимать систему характеризующих ОРД качеств, в которые входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность в действиях привлекаемых сил и средств.

Оперативно-розыскные мероприятия должны опережать как действия по подготовке к преступлению, так и действия, предпринимаемые преступниками после совершения преступления. Это обозначает, что, когда становятся известны преступные намерения тех или иных лиц, оперативные работники осуществляют необходимые мероприятия так, чтобы не допустить реализацию преступных намерений в приготовительные действия.

Если приготовительные действия уже начаты, то оперработники принимают меры по недопущению перерастания этих действий в покушение на преступление. Если же стало известно о начавшемся покушении, то должно быть сделано все, чтобы не дать преступникам совершить оконченное преступление. Наконец, когда преступление совершено, надо осуществлять такие ОРМ, которые исключили бы возможность сокрытия преступниками следов преступления, уничтожения ими доказательств, реализации похищенного имущества.

Принцип оперативности обеспечивается рядом организационных, управленческих и тактических мер:

  • знание складывающейся обстановки на обслуживаемой территории, обеспечение своевременного получения информации, представляющей оперативный интерес;
  • своевременное реагирование на поступающую информацию на основе оптимального варианта расстановки кадров и распределения функциональных обязанностей;
  • быстрые и слаженные действия оперативных аппаратов по предупреждению и раскрытию преступлений, розыску и задержанию преступников;
  • оперативно-розыскное обеспечение расследования совершенных преступлений.

В принципе оперативности отражена защитная функция ОРД (ст. 1 ФЗ об ОРД), раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного самостоятельного вида юридической деятельности.

Принцип всесторонности, полноты и объективности проявляется многоаспектно:

  • всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку; причем оперативник вправе перекладывать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников ОРД;
  • полнота означает такую степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение;
  • под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено).

Данные обстоятельства обусловливают необходимость проверки первичной информации с использованием всех имеющихся в распоряжении оперативного работника возможностей. Принцип привлечения конфидентов к ОРД отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД). Конфидент – обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством, в отношения тайного сотрудничества с оперативно-розыскным органом с целью оказания содействия в решении конкретных задач (см. ст. 2 ФЗ об ОРД).

Принцип привлечения конфидентов основан на законодательном закреплении права оперативных розыскных органов устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать этим органам содействие на конфиденциальной основе (ст. 15, ст.17 ФЗ об ОРД,). Без использования в ОРД конфидентов она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего в уголовное судопроизводство).

Принцип научности является основополагающим и ведущим в организации деятельности оперативных аппаратов и предполагает использование в практической деятельности достижений различных наук (теории ОРД, криминологии, уголовного права и уголовного-процесса, психологии, теории научной организации управления); разработка методических рекомендаций, которые не только обобщают эмпирический материал, но и вскрывают тенденции, закономерности борьбы с преступностью, что позволяет практическим работникам глубже проникнуть в суть негативных социальных явлений, а значит, способствует эффективности борьбы с ними.

Принцип научности применяется во внедрении в ОРД современных оперативно-технических средств, компьютерных технологий, разработке прогрессивных методов и тактических приемов предотвращения и раскрытия преступлений, организации постоянно действующей системы поступления оперативной информации от конфиденциальных источников.

Принцип коллегиальности и единоначалия. Данный принцип управления оперативными аппаратами находит отражение в подготовке и принятии управленческих решений, организации их исполнения. Оперативные работники принимают участие в подготовке решений. Они могут обсуждать любые вопросы, вносить предложения, давать свои оценки. Решение же вправе принимать только руководитель оперативного аппарата. Он же проводит принятое решение в жизнь. Оперативные работники по долгу службы обязаны выполнять принятое руководителем основанное на законе решение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)