Специфика и функции телевидения
1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1939 году из здания Московского радиоузла.
За время появления телевидения как средства массовой информации произошло множество изменений в специфике, функциях телевидения, оно приобрело устойчивые характеристики и особенности.
Специфика телевидения определяется, прежде всего, его природными свойствами.
Во-первых, способностью электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать повсюду. Широкий охват территорий можно назвать повсеместностью телевидения.
Во-вторых, спецификой телевидения является его способность передавать сообщение в виде движущегося изображения с синхронным звуком. Такую особенность принято называть экранностью телевидения. Она обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов зрителями.
В-третьих, одномоментность действия и отражение его на экране в звукозрительной форме называется симультанностью (лат. simul – в одно и то же время) телевидения. Симультанность является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Она обеспечивает достоверность, доказательность материала, обеспечивает «эффект присутствия» и играет на повышение статусности канала, который использует эту особенность телевидения в полной мере. Хотя стоит заметить, что проявляется она только во время прямого эфира. Те программы, которые идут в записи, соответственно, симультанными не являются.
Из самой специфики телевидения вытекают его несомненные преимущества перед остальными СМИ:
- Информация всегда сопровождается картинкой, которая, в свою очередь, является основным языковым средством телевидения.
- Широкий охват зрительской аудитории без подключения зон выделенных линий и другого специфического оборудования.
- Широкий выбор каналов.
- Возможность «фонового» получения информации.
- По силе воздействия на аудиторию – это самое серьезное СМИ.
Безусловно, плюсы телевидения неотделимы от его минусов:
- В отсутствие картинки не всякая информация полноценна.
- Несмотря на большую проникающую способность электромагнитных волн, необходимы мощные принимающие антенны.
- Широкий выбор каналов определяет большую конкуренцию среди вещателей. За качество программы зритель «голосует» пультом.
- Привязка к месту – для получения информации необходим приемник (телевизор или монитор).
- Большой объем рекламы.
- Одной из наиболее распространенных психологических аддикций (зависимостей) человека в современном обществе является телевизионная.
Многие минусы станут несомненными достоинствами телевещания с его переходом на цифровой формат. В Европе цифровое эфирное телевидение уже является обыденной вещью. К началу 2010 года процесс отключения аналогового вещания был полностью завершен в Голландии, Дании, Люксембурге, Финляндии, ФРГ и Швеции. В 2010 году переход на цифровое вещание также завершился в Австрии, Испании, Мальте, Словении и Эстонии. Сегодня более 730 цифровых эфирных каналов (из 7 200 существующих на континенте) вещают в 24 странах Европы, из них более 300 каналов – местные и региональные.
Из знаменитой формулы «Би-би-си» – информировать, просвещать, развлекать – в современное телевидение привнесено все, лишь в разной последовательности и объеме. Сегодня принято выделять следующие функции:
- Информационная.
- Культурно-просветительская.
- Интегративная
- Функция социального управления обществом.
- Рекреативная функция.
Информационная функция – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Информирование аудитории о социально-значимых, интересных и ярких событиях, происходящих в мире, стране, регионах. Именно телевидению присуща способность распространять информацию более полно, быстро, достоверно и эмоционально насыщенно, чем другие СМИ.
Культурно-просветительская функция – телевидение рассказывает о достижениях мировой культуры, о событиях в области культуры, одновременно просвещая аудиторию. Такие передачи дают вектор дальнейшему самостоятельному приобщению зрителей к высокохудожественным образцам. Для многих категорий телезрителей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. Сюда же можно отнести задачи телевидения, связанные с просвещением. Это образовательные, обучающие программы; новости, связанные с новшествами в образовательных технологиях и в образовательных стандартах.
Интегративная функция – все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения – объединить аудиторию за счет пропаганды общественной морали и ценностей общества, сплотить людей путем возможного совместного решения общих задач и проблем разного уровня. Аудиторию могут сплачивать общие принципы, гражданская позиция, конфессиональные единения и т. д.
Функция социального управления обществом – степень воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависит от той системы, в которой действует данное телевидение. Если под системой подразумевается государство, то телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Задача СМИ в этом случае – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей. Потребность в этой функции появляется тогда, когда необходимо воздействовать на свою аудиторию – убеждать, доказывать, разъяснять позиции и точки зрения. Отметим, что потребность воздействия на аудиторию пролонгирована (от лат. prolongo – продолжаю), поскольку заложена в самой природе телевидения.
Рекреативная функция – создание программ, рассчитанных на расслабление, получение удовольствия, релаксацию, дающую возможность людям справляться с проблемами, а обществу – избегать кризисов. Эта функция прочно заняла главенствующие позиции, возможно, в том числе, из-за возникающей в обществе информационной перегрузки. Телевидение сегодня – важнейший игрок в индустрии свободного времени, и это заставляет телеканалы постоянно думать о расширении своей аудитории.
- Особенности создания картины мира на телевидении
- Планирование новостей. Верстка новостной программы
- Интервью (синхрон)
- Закадровый текст. Требования к авторскому языку
- Документализация. Лайфы и люфты
- Авторизация (стендап и появление в кадре)
- Подготовительные процессы создания специального репортажа. Синопсис
- Специальный репортаж как особый жанр
- Инфотейнмент как особая форма подачи материала
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу