Средневековая система образования и воспитания в Европе

Средневековая система образования и воспитания в Европе рассматривается в определенных этапах.

Здесь обычно выделяют следующие периоды (в основу берут философскую периодизацию):

  • патристика (II – VI вв.);
  • анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII – X вв);
  • схоластика (XI – XIV вв).

Давайте расшифруем каждое из этих понятий.

Патристика – это термин, появившийся в XVII веке и обозначающий совокупность учений христианских авторов конца I – VIII вв – так называемых «Отцов Церкви». К концу V века были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения. Впоследствии к ним был добавлен четвертый – одобрение церкви.

«Хотя этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной точки зрения составной частью патристики являются и те учения, которые христианская традиция не считает вполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства».

И все же общепринято, что последним западным отцом Церкви считается Беда Достопочтенный, умерший в 735 г. А самыми известными отцами Церкви в католицизме считаются Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий, Иероним, Григорий I Великий; в православии – Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Злотоуст, Иоанн Дамаскин.

«В истории европейской мысли патристика является первым внутренне цельным и исторически длительным типом рефлексии, а в большинстве отношений соответствующим гипотетическому понятию религиозной философии, которая по основным интуициям и посылам тождественна религии, по объему рефлексии – теологии, а по рациональным методам – «чистой философии».

На протяжении более десяти веков христианская теология была в Европе признанным (и исторически возможным) стилем философствования, основной характеристикой которого являлось подчеркнуто подчиненное положение разума по отношению к авторитету».

Философствование, выявляющее возможности слова, – это фактически все средневековое философствование, его можно выделить в отдельный период условно.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического
вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике.

Схоластический метод – это подчинение мысли авторитету догмата (по известной формуле, восходящей к Петру Дамиани, «философия – служанка богословия»).

Все это стало основой четкой направленности обучения и воспитания в религиозное русло. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан, Августин,  Фома Аквинский, создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Интересно
Одним из основателей и крупнейших представителей латинской патристики был христианский богослов, писатель, юрист Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Его мышление отмечено тягой к парадоксам. Презирая всякое «язычество», резко выступая против всякой древнегреческой философии, он утверждал веру именно в силу несоразмерности с разумом («Верую, потому что абсурдно, веру, вопреки стонам разума»).

При этом Тертуллиан защищал свободу религий: выбор религии – право индивида; но если он нерелигиозен, то его следует принуждать к принятию какой-нибудь религии. Тертуллиан внес большой вклад в создание латинской теологической лексики. Он был убежден в том, что конечные основания любой рациональной системы принимаются на веру, а
претензии разума на познание истины беспочвенны. А отсюда и подход к образованию: надо не столько размышлять, сколько заучивать готовые истины, беря их на веру.

Святой Августин – самая влиятельная фигура в истории Запада. Он является основоположником философии религии, яростным защитником христианства. Педагогические и воспитательные воззрения Августина мы находим в таких его произведениях, как «Проповеди», «О граде Божьем», «Исповедь», трактате «О благодати», «Письма». В них
он изображает человека, падшего в результате грехопадения и спасенного благодатью. В «Граде Божьем» он писал:

– Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо и дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине; так что стал говорить ложь от своих, а не от Божьих – стал не только лживым, но и отцом лжи (Иоан. VIII, 44). Он первый солгал. От него начался грех, от него же началась и ложь (О граде Божьем, XIV, 3). Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу (О граде Божьем, XIV, 4).

Его метод саморефлексии, раскрывающий «присутствие, которое глубже нас самих», оказал влияние не только на западноевропейскую философию, но и педагогику, вплоть до христианского экзистенциализма (мы находим здесь основные познавательные темы, делающие упор на любви и памяти, сконцентрированной в настоящем). Он основательно разработал проблему отношения веры и разума, а также вопросы происхождения и природы зла, свободы воли и т.д.

Один из тех, кто в своём творчестве уделял большое внимание воспитанию и образованию, был святитель Иоанн Златоуст.

«Родить детей, – писал он, – есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли. Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии – долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве».

И далее:

«Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд и блага мира ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями – и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга».

Юность неукратима и имеет нужду во многих наставниках и учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И
только при таких условиях возможно обуздать её. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, – то же самое есть юность. Поэтому, если в начале и с первого возраста поставим для неё настоящие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети, но преимущественно будем сохранять их в целомудрии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)