Сущность финансового менеджмента в государственном секторе

Министерство финансов Российской Федерации определило понятие «финансовый менеджмент» в приказе от 10 декабря 2007 г. № 123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета» (далее – Приказ № 123н), а также в сменившим его приказе от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (далее – Приказ № 34н).

В соответствии с данными документами, под финансовым менеджментом понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).

Приведенное определение акцентирует объект управления – бюджетные средства, а также подчеркивает необходимость
эффективности и результативности их использования на всех этапах бюджетного процесса. В то же время в нем не уточнены субъекты финансового менеджмента и его специфика.

Кроме того, термин «использование» бюджетных средств предполагает, что они предварительно были получены, что исключает из сферы финансового менеджмента задачу оптимизации источников поступления средств в бюджет.

Сформулированное таким образом определение вполне логично вписывается в формат нормативно-правовой документации, которая выступает руководством для организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. Но его нельзя рассматривать в качестве универсальной научной категории.

В науке при определении финансового менеджмента принято исходить из дефиниции управления и его специфики в области финансов, которые были подробно раскрыты в разделе 1 нашего учебного пособия.

Финансовый менеджмент традиционно рассматривается по отношению к фирме или корпорации.

Применение его инструментария в отношении государственного сектора началось только в последние годы, и было обусловлено своеобразной эволюцией данной сферы деятельности.

К основным современным тенденциям в управлении государственным сектором относятся:

  • сближение концепции управления в государственном секторе с принципами корпоративного менеджмента, которое получило название New Public Management;
  • использование в государственном и муниципальном управлении методологии управления проектами, программно-целевого подхода и управления результатами;
  • понимание необходимости учета дополнительных рисков в связи с высокой динамикой внешней среды;
  • усложнение механизмов управления, вызванное появлением новых внутренних факторов и внешних вызовов;
  • ориентация на рынок и конечного потребителя в отношении предоставления общественных благ.

Таким образом, финансовый менеджмент, привнесенный в бюджетную сферу, должен обеспечить по возможности более
эффективное и результативное расходование общественных финансов (средств бюджетов Российской Федерации) на основе комплексного факторного анализа, в той же степени профессионализма и ответственности за финансовый результат, как это происходит в корпоративном секторе. При этом его осуществление должно соответствовать принципам строгого следования определенным нормативным процедурам и максимальной открытости для населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)