Технологические требования в модульном обучении
Осуществление модульного обучения требует разработки модульной программы, которая и служит специфическим средством модульного обучения. И разработка модульной программы, и организация педагогического процесса внутри каждого модуля характеризуются определённой этапностью.
Выделяются следующие этапы работы преподавателя (группы специалистов) по разработке модульной программы изучения учебной дисциплины:
- выделение основных идей курса;
- структурирование учебного содержания вокруг этих идей в определенные блоки;
- формулирование комплексной дидактической цели (КДЦ);
- выделение из комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование соответственно им модулей (каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель);
- подразделение каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ) в связи с тем, что в модули входят крупные блоки содержания учебного материала;
- выделение на основе частных дидактических целей учебных элементов (УЭ).
Частной дидактической цели соответствует в модуле один элемент обучения. В результате создается «дерево целей» (П. А. Юцявичене): вершина дерева – комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов (рис. 17). Важным является обеспечение осознания обучающимся тех целей и задач, которые предлагаются в модульной программе.
Структура модуля имеет большое значение для реализации обратной связи.
Установлена следующая оптимальная структура модуля:
- целевой план действий;
- банк информации;
- методическое руководство по достижению дидактических целей;
- резюме-обобщение информационного материала, представленного в модуле;
контроль результатов.
Отслеживание качества образовательных результатов осуществляется через систему контроля: входного, текущего и промежуточного, выходного. Приступая к работе с новым модулем, необходимо провести входной контроль, показывающий уровень подготовленности обучаемого к его усвоению. Текущий и промежуточный контроль применяется после изучения каждого учебного элемента модуля. Текущий и промежуточный контроль осуществляются чаще всего в форме личного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом и т. п.).
Оба вида контроля должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний и умений с целью немедленного их устранения. Обобщающий (выходной) контроль обеспечивается в конце изучения каждого модуля. Обобщающий контроль должен показать уровень усвоения всего модуля, а также предполагает соответствующую доработку в случае выявления недостаточности усвоения обучающимися учебного материала.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу