Зачем нужны педагогические технологии

Мир стремительно меняется. Между системой образования и новыми условиями жизни уже в середине прошлого столетия стала образовываться трещина, и с годами неудовлетворенность существующим школьным и высшим образованием со стороны властных структур и общества только нарастала. В 1968 г. Ф. Кумбс говорит о глобальности кризиса образования: «В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах» .

Материалы Международной конференции глав правительств в ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и принятой в 1993 г. главами государств и правительств Европейского Союза «Белой книги: вызовы и пути вхождения в XXI век», Маастрихтский договор (1993 г.), программа «Повестка дня на ХХI век» (1998 г.), Болонская Декларация (1999 г.), доклад Национальной комиссии США «Пока еще не поздно» (2000 г.), проект программы реформ в области образования Президента США Джорджа Буша «Равные возможности для всех детей», материалы VII съезда Российского Союза ректоров (2002 г.), Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы (2004 г.), программные документы ЮНЕСКО и многие другие источники позволяют сделать вывод о том, что нет страны, правительства, педагогического сообщества, которые были бы удовлетворены системой образования.

«О кризисе школы говорят во всех цивилизованных странах – США, Англии и др., причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д.» (И. Я. Лернер, И. К. Журавлев).

В настоящее время многие политические и государственные деятели видят в образовании гарант сохранения и развития человеческой цивилизации, признают примат образования к другим государственным процессам. Н. А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана подчеркивает: «Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику».

Следует отметить, что на старте своих образовательных реформ Казахстан представлял собой страну с достаточно высоким для «переходных обществ» индексом человеческого развития. Такие позитивные показатели, как грамотность населения, число специалистов со средним и высшим профессиональным образованием стали решающим фактором в реформировании отечественной системы образования.

Однако в начале нового тысячелетия стал очевидным один из признаков кризиса образования – низкие показатели качества обучения. В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы отмечается тенденция к снижению качества образования, указывается на то, что в течение пяти лет 28–30 % абитуриентов показывают по результатам комплексного тестирования неудовлетворительные результаты.

Г. Драйден, Д. Вос отмечают: «Во всем мире, в любом бизнесе, 20-процентный уровень брака рассматривался бы как финансовое бедствие. Школы – единственные организации, которые считают такой результат вполне допустимым» .

Критичность ситуации в образовании обусловлена не только результатами, не соответствующими ожиданиям общества. Развитие экономики требует хорошо образованных специалистов разных уровней. Если в недалеком прошлом доступ к качественному образованию имело около четверти населения, то технизация современной жизни потребовала определенного уровня грамотности (в широком смысле) у всех членов общества.

Как же решить проблему качества образования при массовом обучении? Проблема обостряется и тем, что современная школа работает в условиях неопределенности. Мы не можем научить ребенка на всю жизнь, потому что не знаем жизнь, в которой будут жить наши ученики. Поэтому одна из главных парадигм современной системы образования – обучение в течение всей жизни. А это значит, что школе надо измениться институционально и революционно.

Новая школа должна:

  • развивать у ребенка потребность в учебной деятельности;
  • обеспечить становление коммуникативной и информационной компетентностей, поскольку ученик должен уметь сам находить информацию и работать с нею, а для этого он должен уметь общаться (в том числе и в Интернете);
  • обеспечить становление такой компетентности как самоменеджмент (профессиональное управление собой), что необходимо (наряду с прочим) для строительства собственной образовательной траектории;
  • научить учиться, то есть обучить технологии управления собственной образовательной деятельности.

Поиском ответов на вопросы, «чему учить?» и «как учить?» занимается дидактика. Но на вопрос, «как гарантировать достаточно высокие образовательные результаты для всех», эта наука ответа не дает. М. В. Кларин считает, что технологизация учебного процесса связана с поиском таких дидактических подходов, которые бы могли превратить обучение в «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».

М. Е. Бершадский и В. В. Гузеев объясняют становление технологического подхода превращением образования из элитарного в массовое и приобретение им характерных черт некоторого «производственного процесса». «Если есть производственный процесс, то должна существовать и его технология».

«Назначение образовательной технологии – гарантировать некоторый нижний порог вероятности успеха для обучаемых. Чем выше порог, тем выше качество технологии».

М. Р. Ковжасарова актуальность более эффективных способов обучения мотивирует необходимостью создания новых технологий учебно-познавательной деятельности учащихся. «Если человек учится, испытывая отвращение к учебе, значит, он психологически угнетен. Нужна забота не только об уровне знаний детей, но и о сохранении их физического, нравственного, психического здоровья, о развитии их творческих способностей». Однако все новшества, вводимые в настоящее время в образовательный процесс школ, в основном касаются изменений содержания, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий.

Интересно
Е. Б. Куркин указывает на то, что проблема типологизации образования – это проблема его качества и доступности. «Нет технологий, нет качества, для многих образование остается недоступным». Исследователь главное предназначение технологизации образовательного процесса видит в том, чтобы «научить учить всех вне зависимости от личностных особенностей и опыта в условиях массовой школы. Процесс обучения поэтому должен стать управляемым, что является, по сути, изменением практики образования.

Управление образовательным процессом на основе технологического проектирования – гарантия доступного качественного образования, возможность реорганизации традиционной школы в проектно-компетентностную. Это актуализирует проблему разработки теории педагогических технологий и механизмов их выбора, освоения и внедрения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)