Эмпириокритицизм
Основное содержание эмпириокритицизма (философии “критического опыта”) составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916) и др.
Но главным и наиболее известным представителем второго позитивизма суждено было стать Э. Маху – не случайно поэтому это философское направление называют также махизмом. Именно ему эмпириокритицизм обязан своим довольно широким распространением среди естествоиспытателей в начале XX в. Мах подверг убедительной критике принципы ньютоновской механики, что повлияло на многих ученых (в частности, на А. Эйнштейна) и оказалось адекватным методологическим запросам неклассической физики, формирующейся в то время.
Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, можно свести к следующим.
- Принцип “корреляции “(Э. Лаас), или “координации” (Р. Аве нариус), то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.
- Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий. Такими излишними и никчемными представлениями являются, прежде всего, проблемы и понятия традиционной философии (скажем, вопрос о соотношении знания и реальности, понятия субстанции, закона, причины и т. д.), а также те научные понятия, которые не могут быть представлены в чувственном опыте субъекта (например, атом или электрон). Впрочем, эмпириокритики готовы сохранить философию в качестве “научного мышления”, которое должно заниматься “соединением общих понятий, найденных и очищенных специальными исследованиями” (Р. Авенариус).
- Принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого “экономии сообщения и понимания”, которая, по Авенариусу, составляет “сущность науки”. Экономное описание требует, в конечном счете, ограничить научное знание эмпирическим материалом. “Цель физического исследования, – утверждает Мах, – заключается в установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга, а понятия и теории физики суть лишь средства для достижения этой цели – средства временные, которыми мы пользуемся в видах экономии мышления”.
Концепция эмпириокритицизма содержала (явно и неявно) некоторые методологические инновации, которые, однако, далеко не сразу были поняты и приняты научным сообществом. К ним можно отнести идею относительности фундаментального теоретического знания, его зависимости от способов познавательной деятельности, отсутствия “пропасти между физическим и психическим” в опыте и т. п. Вместе с тем в философии махизма преобладали такие научные ориентации, которые не могли долго влить на бурно теоретизирующееся естествознание – радикальный эмпиризм, требование редукции понятий теории к чувственным данным и т. д.
Развитие науки в начале XX в. привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали отдавать предпочтение “свободно создаваемым понятиям” (А. Эйнштейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чувственной данности. Это стало основной причиной потери эмпириокритицизмом своего влияния на науку его критики со стороны виднейших физиков (Л. Больцмана, М. Планка, А. Эйнштей на) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма – неопозитивизмом.
- Проблемное поле и задачи философии техники
- Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурных традиций
- Основные стратегии современной философии культуры
- Диалог культур
- Источники и механизмы культурной динамики
- Культура и ее основные функции
- Понятия политики, политической системы и политического процесса
- Современный этап цивилизационного развития: уровни, типы, достижения и противоречия
- Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу