Философия и мировоззренческие основания культуры. Универсалии культуры и философские категории

М

ировоззренческие универсалии – это категории, которые ак­кумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия К
Чтобы подчеркнуть историчность содержания мировоззренческих универсалий, их особую социальную значимость, их иног­да называют “категориями культуры” (А. Я. Гуревич), а также универсалиями культуры.

Что же представляют собой мировоззренческие универсалии культуры?

  • Во-первых, это формы мышления, характеризующие любое че­ловеческое сознание в различных культурах. Категории культуры фиксируют наиболее общие определенности бытия, выявленные развитием познания и практики. Это квинтэссенция накопленно­го человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поко­ление познает и преобразует мир.
  • Во-вторых, категории культуры – это исторически развиваю­щиеся формы организации, осмысления мира, связанные с разви­тием человеческой деятельности. Это не только познаватель­ные структуры, схемы, оказывающие активное программирую­щее воздействие на сознание человека и определяющие его дея­тельность, поведение и общение. Они определяют и эмоцио­нальное переживание человеком мира, его оценку явлений и собы­тий окружающей действительности.
  • В-третьих, в системе категорий культуры можно выделить так называемые базисные, универсальные, субъект-объектные категории, в которых обнаруживаются атрибутивные (неотъемлемые, необходимые, существенные) свойства и характеристики объектов, которые развивающаяся практика выявляет в предметном мире и, перенося их в идеальный план сознания, фиксирует в форме категорий пространства, времени, движения, вещи усвойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, при­чинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории уни­версальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соот­ветствующие характеристики и свойства.
  • В-четвертых, кроме базисных, можно выделить субъект- субъектные категории, посредством которых выражены характе­ристики и свойства субъекта деятельности, структуры его обще­ния, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: че­ловек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, веря, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т. п.

Эти катего­рии уже не имеют статуса всеобщих и универсальных, а приме­нимы только для сферы социальных отношений. Однако в жиз­недеятельности человека они играют не меньшую роль, чем ба­зисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивидов в систе­му социальных отношений и коммуникаций, его определенности как субъекта деятельности.

В-пятых, категории возникают, развиваются и функциони­руют в культуре как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслиру­ется в культуре и усваивается индивидами в процессе социали­зации. В соответствии со сложившейся в культуре категориальной моделью мира осуществляются те вариации деятельности и поведения людей, которые характерны для определенной эпо­хи социального развития.

В этом плане категориальная модель мира, взятая в историческом конкретном содержании, может быть рассмотрена в качестве основания культуры соответ­ствующей эпохи. Она выражает мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира.

В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который диалектически соединя­ет в своем содержании моменты абсолютного, непреходящего, вы­ражающего глубинные, атрибутивные характеристики бытия, и моменты относительного, исторически выражающего особеннос­ти культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей.
Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выс­тупает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих струк­тур.

Она выражает свойственные данной культуре наиболее об­щие представления об основных компонентах и сторонах челове­ческой жизнедеятельности: о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т. д. Для человека, сформи­рованного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он строит свою деятельность.

Типы миропонима­ния и мироощущения, свойственные разным типам общества, оп­ределены различным содержанием категорий, лежащих в основа­нии культуры. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноме­нах нравственного сознания, художественном освоении мира и т. п.).

Философская и естественнонаучная экспликация этих катего­рий предстает лишь как один из аспектов их социокультурного смысла. Так, философское и научное понимание категории пространства отлично от ее понимания на уровне обыденного языка, где применяются такие понятия, как “здесь”, “там”, “дальше”, “ближе”, в которых конкретизируется данная категория.
Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственно изменение типа культуры всегда связано с пере­ломными этапами человеческой истории. Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная пе­реоценка ценностей смыслов мировоззренческих универсалий, ранее казавшихся очевидными и само собою разумеющимися.

Как соотносятся между собой универсалии культуры и фило­софские категории? Прежде всего, категории философии и универсалии культуры не тождественны друг другу и с точки зрения своего генезиса, и с точки зрения их структурно-функциональных характеристик.

Категории (от греч. – высказывание, признак) в философии – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наи­более существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. В них синтезируются знания из различных областей культуры.

Специфика философской рефлексии над основаниями куль­туры заключается в том, что с помощью ее осуществляется осоз­нание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его форм, содержания и методов познания. Это деятельность са­мопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Система философских категорий в теоретической форме вы­ражает категориальный строй реально функционирующего в культуре мышления. Философские категории органично связаны с универсалиями культуры, это своего рода теоретическая ра­ционализация последних, их особая проекция, философская рефлексия над основаниями культуры, а философия в целом вы­ступает в соответствии с этим как самосознание культуры.

Формирующиеся и созревающие в различных феноменах куль­туры, науки, искусства, массовом сознании, публицистике и т. д. ду­ховно-мыслительные формы как специфические “философемы”, улавливающие “пульсы” эпохи, выступают в качестве особого ма­териала собственно философской рефлексии. Результатом такой теоретической работы является элиминация личностно-эмоциональных характеристик универсалий культуры, связанных с пере­живанием человеком жизненного мира, его упрощение и схематиза­ция, потеря определенных смыслов. К этому обязывает рациональ­но-логическая форма философских категорий, благодаря которой они выступают специфическими формами всеобщего и сущностно­го, приобретают новые качественные параметры.

Таким образом, философские категории, будучи продуктом специального исследования и рационально-логической рефлек­сии, тем не менее не являются элементарной редукцией универ­салий культуры, а представляют собой самостоятельные, высо­котеоретические, отрефлексированные формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)