Философия как социокультурный феномен

В переломные моменты человеческой истории и культуры, свя­занные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обо­снованию новых ориентиров и ценностей. В такие исторически “спрессованные” моменты не обойтись без философии. Не случайно у философии есть такой образ – сова Минервы (Минерва – богиня мудрости у древних римлян. Сова – священная птица, изображавшаяся сидящей у ее ног). Гегель пи сал, что сова Минервы “начинает свой полет лишь с наступлением сумерек”.

Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения.

  • Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного атомного средства уничтожения люди были убеждены, что че­ловечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человеческой культуры, но человечество бес­смертно. Когда в августе 1945 г. на японские города были сброшены первые атомные бомбы, началась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реальная опасность для дальейшего существования человечества.

С этого момента человече­ство стало смертным, оно как бы уравнялось в своем статусе с отдельным индивидом – простым смертным, чья земная жизнь ограничена определенными временными рамками. Ядерное оружие наряду с другими глобальными опасностями ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь постольку, поскольку остается шанс на разрешение основной – проблемы выживания, сохранения целостности человечества. Наряду с расширением возможностей человека, совершенствованием предметного мира стала очевидной истина о смертности человечества, если не будут найдены механизмы сдерживания его агрессивных устремлений.

Еще в 1919 г. Поль Валери писал: “Мы, цивилизации, мы знаем отныне, что смертны,… что видимая земля образована из пепла и что пепел значим… Необы­чайный трепет пробежал по мозгу Европы. Всеми мыслительными сплетениями она ощутила, что ей грозит потеря самосознания – того самосознания, которое было приобретено веками”. Еще никогда в истории будущее так не зависело от настоящего. Человечество стало смертным и даже, как говорил булгаковский Воланд, “внезапно смертным”, ибо всеобщая гибель может наступить как результат случайности, опасности, злого умысла обезумевших изуверов. Главенствующей установкой постклассического мыш­ления в соответствии с этим является установка не на преобразование окружающего мира, а на выживание человечества.

  •  Проблема экологической выживаемости человечества, ибо быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила че­ ловечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда тре­ бует все больше вещества природы для своего воспроизводства.
  • Проблема сохранения целостности личности. Усиленные темпы развития современной цивилизации привели к процессу отчуждения создаваемых ею социальных структур. Цивилизация взорва­ла такие традиционные структуры, как трансляция вечных ценнос­тей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.). Человек включен во многие системы социальных отношений. Возникает своего рода расщепление личности. Человек становится часто средством, а не целью. Погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам. Приспособление к условиям современной социальной организации возможно поэтому лишь в порядке слож­ных манипуляций над своим сознанием.
  • Проблема коммуникативного единства человечества, необхо­димости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, несилового решения возникающих конфликтов.

Эти проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека, в различных сферах культуры. Так, чтобы решить проблему экологической выживаемости, нужны обновленные мировоззренческие установки по отношению к природе.

Необходимо понять, что природа не ма­стерская, не кладовая с безграничными ресурсами, а красивый, но очень хрупкий храм. Нужна не парадигма насилия над природой, а гармония и диалог с ней, понимание ее и в целом – Универсума, Космоса.

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с чело­веком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, то­лерантность, согласие, которые и обеспечат формирование новых мировоззренческих структур.

Познавательное отношение современного человека к таким сложным объектам, как атомная энер­гия, уникальные объекты экологии, генной инженерии и т. п., в которые включен сам человек, нуждается в пересмотре традици­онного тезиса об “этической нейтральности” научного познания. В иерархии ценностей, к которым относится научная истина, рав­ноценно с ней должны выступать и такие ценности, как благо че­ловека и человечества. Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и яв­ляется одной из задач современной философии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)