Материалистическое понимание истории

Согласно древней, берущей начало еще в античной классике, традиции европейские философы делили мир на две основные сфе­ры: дух и природу. Маркс впервые обращает внимание исследовате­лей на третью область – человеческое общество. Прежние мыслите­ли не то чтобы не замечали его, но они, в большинстве своем, пыта­лись объяснять общественные отношения либо выводя их из мыш­ления, либо сводя к природным процессам.

Маркс же, наоборот, со­средоточивает основное внимание на анализе экономических, то есть общественных отношений. Он исходит из того, что, действуя во всех без исключения областях действительности, универсальные законы диалектики проявляют себя наиболее явным образом в сфе­ре общественных экономических отношений. Поэтому именно их исследование дает ключ к пониманию и диалектики природы, и ди­алектики мышления.

Вопреки традиции, Маркс выделяет в каче­стве лидирующей науки не физику или логику, а политическую экономию, полагая, что именно на ее материале наиболее эффективно выявляются те универсальные принципы и законы, которые долж­ны быть положены в основу исследований во всех других областях. На данной основе формируется и социально-философская со­ставляющая марксизма – “исторический материализм”. Сам тер­мин принадлежит Энгельсу, а основной методологический прин­ цип, материалистическое понимание истории, изложен в их со­ вместной с Марксом работе “Немецкая идеология”, написанной в 1846 г., вскоре после начала их сотрудничества.

Исторический материализм распространяет принципы мате­риализма на всю область общественных явлений, выступая марк­систской философией истории, исходящей из признания того, что развитие общества определяется материальными условиями жиз­ни людей, которые, прежде чем заниматься наукой, политикой, фи­лософией или религией, должны есть, пить, одеваться и иметь жи­лище.

Согласно историческому материализму, совокупность про­изводственных отношений образует экономическую структуру – реальный базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Базисные отношения, возникающие в сфере производства материального обеспечения жизни, в конечном итоге, обусловливают всю совокуп­ность социального, политического и духовного ее содержания, последнее же, поскольку оно относится к надстройке, является произ­ водным от базиса и зависимым от него.

Исторический материализм выделяет пять основных форм ба­зисных отношений, или пять основных способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сме­няющих друг друга, общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистичес­кой и коммунистической, которая, представляется как вершина и цель социально-экономического прогресса.

Движущей силой про­гресса выступает противоречие между новыми производительны­ми силами и существующими в обществе производственными от­ношениями. Для всех формаций, исключая первобытнообщинную и коммунистическую, это противоречие проявляется в форме оже­сточенной классовой борьбы и разрешается социальной революци­ей, возводящей общество на новую ступень.

Социальная революция рассматривается Марксом как необходимый компонент общественного развития, поскольку, согласно его философии, невозможно изменить человеческое сознание путем просвещения и воспитания. Будучи производным от общественных и прежде всего от экономи­ческих, базисных, отношений, оно всякий раз будет “автоматичес­ки” воспроизводить именно эти отношения до тех пор, пока сами они не будут изменены. Поэтому “формы и продукты сознания мо­гут быть уничтожены не духовной критикой, …а лишь нрактическим ниспровержением реальных общественных отношений, из ко­торых произошел весь этот идеалистический вздор, …не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории” ,.

Марксистская философия подчеркивает неизбежность острей­ших антагонистических противоречий в историческом развитии классово разделенных обществ и их катастрофический характер, рассматривая социальную революцию как средство предотвраще­ния катастрофы. Поэтому марксисты оправдывают революцион­ное насилие не только как средство избежать большего зла, но и как “повивальную бабку истории”, помогающую рождению ново­го, лучшего мира, ликвидирующую прежние учреждения, идеалы, ценности во имя установления нового, более прогрессивного об­щественного строя.

Если для Гегеля мир был историческим процессом, основой кото­рого является развитие идей, Маркс, сохраняя гегелевское представ­ление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стер­жнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Понимаемый в этой схеме исторический материализм становится экономическим детерминизмом, с точки зрения которого и ход истории, и человеческое мышление определяются экономико­ материальными обстоятельствами.

В наиболее полном виде основоположения исторического ма­териализма вошли в состав марксистско-ленинской идеологии как философское и социологическое обоснование идеала бесклас­сового коммунистического общества и политических программ, ставящих своей целью достижение этого идеала. Отдельные поло­жения исторического материализма включались в содержание марксистских и марксистски ориентированных социальных тео­рий, условно объединяемых и именем неомарксизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)