Основные тенденции развития русской философии в XVII-XVIII вв

Собственно западная философская традиция пришла на Русь уже в послемонгольский период через Великое княжество Литовс­кое. Ключевое влияние на развитие философии в России в контек­сте западных традиций оказала Киево-Могилянская академия и особенно творчество Петра Могилы. Особенно значимой в фило­софском и общекультурном плане оказалась в XVII в. деятель­ность лидера “латинского” направления Симеона Полоцкого (1629-1680), сторонника секуляризации культуры и обращения к человеку во всем многообразии его связей и проявлений.

Новые тенденции в развитии философии в России обнаруживаются в XVIII в. в контексте реформ Петра Великого, будучи связанными в идейном плане, прежде всего, с творчеством и деятельностью Феофана Прокоповича (1681-1736), ориентированного на явно рационалистическую интерпретацию как богословия, так и свя­занной с ним философии. XVIII в. стал периодом формирования русской секулярной культуры и фактически заложил все последующие противоречия социально-политического и духовного раз­вития России, в том числе и в области философии.

Собственно философское творчество в традиционном его по­нимании начинает выявляться в России во второй половине XVIII в., когда наблюдается широкое освоение западной филосо­фии Нового времени, формирование русского философского язы­ка, становление различных типов и традиций философствования. При этом особое значение имело усвоение идей европейского Про­свещения.

Типичным для этого периода становится так называе­мое “вольтерьянство”, весьма созвучное критическому духу эпохи, ее тяге к переменам, ставшее в конечном счете одним из источни­ков русского радикализма и нигилизма XIX-XX вв.

Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую на­циональную идеологию, своеобразно опиравшуюся на идеи гума­низма, научности, образованности (Михаил Васильевич Ломоно­сов, 1711-1765; Николай Иванович Новиков, 1744-1818). Сюда же примыкают антропологические учения Александра Николаевича Радищева (1749-1802) и, несколько позднее, Александра Ивано­вича Галича (1783-1848). Заметим, что антропологизм с этих пор становится фундаментальной чертой русской философии.

Одновременно на передний план начинает выходить обнов­ленная мистическая традиция (Паисий Величковский, 1722— 1794, Григорий Саввич Сковорода, 1722-1794), а также традиция масонства, ставшие первой реакцией русской мысли на односто­ронний интеллектуализм просветительства, выражением ее по­ворота к личностному поиску сокровенного смысла жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)